Научно познавательный журнал, издан в 1967 г
1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
А. Шумилов
В капиталистической России необходимых условий для освоения Севера не было. Удаленность от экономически развитых районов страны, суровые природные условия и крайняя малонаселенность, высокие затраты труда, необходимого для эксплуатации природных ресурсов, — все эти объективные трудности накладывались на низкий уровень развития производительных сил и техники, на нежелание правительства и частных предпринимателей вкладывать деньги в столь «нерентабельное дело».
Только после Октябрьской революции положение резко изменилось. С первых же лет своего существования Советское правительство организует научные исследования. В 1920 г. при активной поддержке В. И. Ленина начинает работать Северная научно-промысловая экспедиция, а в 1921 г. — Плавучий Морской научный институт (Плавморнин). Эти две организации стали центрами комплексного изучения Севера. Возобновляет работу Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Восстанавливается и расширяется сеть полярных метеорологических станций. Детально изучаются острова советского сектора Арктики, создаются станции и поселки на островах Новая Земля, Врангеля, в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа. Возобновляется рыбный и зверобойный промыслы.
Огромное внимание в этот период уделяется национальному и культурному развитию северных народов. В 1921 и 1922 гг. созываются совещания представителей народностей Сибири, в 1923 г. создается «Комитет содействия и защиты местных народностей Севера и Сибири». Северные районы стали снабжаться в централизованном порядке.
Большую роль сыграло введение в 1924 г. так называемой интегральной кооперации — Особого органа, который осуществлял тор-
говлю, снабжение продовольствием и промысловым оборудованием, скупку продукции и кредитование. Интегральные кооперативы подготовили почву для коллективизации сельского хозяйства Севера.
Начиная с 1924 г. по всему Северу создаются культбазы, ставшие скоро центрами хозяйственной и культурной жизни обширных территорий. К 1932 г. была создана письменность на языках малых народов Севера. Вскоре около 60% детей в этих заброшенных прежде районах впервые пошли в школы. Именно из той молодежи выросли впоследствии кадры национальной интеллигенции.
В конце 20 — начале 30-х годов широкий размах принимает геологическое обследование Арктики. В 1927 г. геолог Н. Н. Урванцев находит залежи полиметаллических руд в районе Норильска, в 1928 г. начинается добыча каменного угля в низовьях Лены; вскоре приступают и к разработке богатейших залежей апатитовых руд на Кольском полуострове. Большое количество экспедиций изучает и осваивает в эти годы трассу Северного морского пути, арктические острова. В 1929 г. советская экспедиция на «Г. Седове» поднимает советский флаг на Земле Франца-Иосифа, в 1930—1932 гг. экспедиция Г. А. Ушакова обследует Северную Землю. Строятся полярные станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, на мысе Северный (Шмидта), на мысе Челюскин.
В 1932 г. в исключительно благоприятных ледовых условиях экспедиция на судне «Н. Книпович» под начальством известного океанолога профессора Н. Н. Зубова впервые огибает Землю Франца-Иосифа; в том же году ледокольный пароход «Сибиряков» проходит Северным морским путем за одну навигацию.
Плавание «Сибирякова» показало, что подготовительный период освоения Великой ледовой дороги завершен. В декабре 1932 г. постановлением СНК было создано Главное управление Северного морского пути, призванное «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
Освоение Арктики пошло невиданными темпами. В 1933 г. осуществляются первые грузовые плавания на восток от Карского моря. Растут потоки грузов, открываются месторождения ценнейших полезных ископаемых, возникают промышленные поселки, осуществляются сквозные перевозки из западных портов в дальневосточные и в обратном направлении. Строятся мощные ледоколы, транспортные суда, лесовозы, танкеры с ледовыми креплениями. По всей трассе Северного морского пути возникают новые порты: Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Амбарчик, Певек, Провидения.