Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Освоение севера

Вся деятельность Главсевморпути опирается на достижения науки, на глубокое и всестороннее изучение природы Северного Ледовитого океана. В 1935, 1936, 1937 гг. в высоких широтах Арктики работали экспедиции на ледоколе «Садко». В 1937—1938 гг. беспримерный дрейф на льдине совершили И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов, Э. Т. Кренкель. Огромный материал был собран также во время вынужденного дрейфа ледокола «Георгий Седов» в 1937—1940 гг. В эти же годы родилась весьма плодотворная идея летающей лаборатории. Весной 1941 г. летчик И. И. Черевичный совершил три посадки на льды в районе Полюса относительной недоступности. Ученые, находившиеся на борту самолета, произвели гидрологические, метеорологические и магнитные наблюдения, измерили глубину океана.

В последние предвоенные годы число полярных станций выросло до 50. На всех арктических морях плавали специальные гидрологические суда — ледовые патрули. Регулярно осуществлялась авиаразведка льдов. I Несмотря на действия фашистского флота, в 1941—1945 гг. по трассе Северного морского, пути прошло в 2,5 раза больше судов, чем за предыдущие пять лет. Велась разведка полезных ископаемых, строились новые порты не промышленные предприятия: Север отдавал свои богатства на укрепление экономики и оборонной мощи страны.

Новый подъем экономики Севера начался в послевоенные годы. Как и прежде, его освоение велось на строго научной основе. Накопленный к этому времени опыт предопределил основные формы изучения природных условий Арктики. В первую очередь это дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс» (СП). Станции СП проводят наиболее обширный комплекс работ. В их программах наблюдения по океанологии, метеорологии, аэрологии, астрономии, актинометрии, метеорологии, магнитологии и многие другие. Дрейф продолжается обычно до тех пор, пока льдина, на которой находится лагерь зимовщиков, не разрушается или не выносится в окраинные моря.

С 1954 г. ежегодно проводятся высокоширотные экспедиции «Север». Основная задача этих экспедиций — выбор подходящих мест для организации новых станций «СП» и доставка на лед оборудования этих станций. Кроме того, специальные отряды научных работников выполняют комплекс гидрологических и метеорологических наблюдений во время кратковременных посадок в заранее намеченных точках океана.

Все более широкое применение находят автоматические приборы: радиовехи и радиометеорологические станции (ДАРМСы), устанавливаемые на продолжительные сроки на дрейфующих льдинах. Радиовехи регулярно передают в эфир сигналы и позволяют таким образом постоянно следить за дрейфом льдов, а ДАРМСы кроме этого регистрируют и передают данные о температуре и давлении воздуха, скорости и направлении ветра.

Помимо этих основных видов экспедиционных исследований регулярно проводятся воздушные, океанографические экспедиции, авиаразведки льдов и погоды. Летом во всех арктических морях работают гидрологические суда, так называемые ледовые патрули. Постоянно растет сеть материковых и островных полярных станций.

Гидрологические и метеорологические наблюдения позволили продлить сроки навигации, значительно увеличить пропускную способность Северного морского пути. Возросла скорость проводки караванов, чему, конечно, немало способствовала постройка транспортных судов ледокольного типа, новых мощных ледоколов «Москва», «Ленинград» и гордости советского ледокольного флота — атомохода «Ленин».

Ледокол «Москва», например, в конце октября 1961 г. прошел от Мурманска до бухты Провидения всего за 10 дней со средней скоростью 26 км/час. 15—20 лет назад подобное плавание в арктических морях в условиях надвигающейся полярной ночи и интенсивного льдообразования вообще считалось невозможным. Еще более поразительно плавание атомохода «Ленин» в ноябре 1961 г., когда он вошел в высокие арктические широты и на 82° с. ш. высадил на лед дрейфующую станцию СП-10.

В настоящее время Север дает лес, апатиты, алмазы, никель, олово, вольфрам, золото. Быстро развивается оловянная, никелевая, золотообрабатывающая отрасли промышленности. Важнейшей отраслью стала нефте-газовая промышленность на севере Западно-Сибирской низменности. Стоит вопрос об использовании огромных энергетических ресурсов северных рек, приливной энергии арктических морей.

А впереди открываются уже новые горизонты: строительство крытых городов, жители которых не будут зависеть от капризов погоды, постройка новых подводных кораблей — танкеров и сухогрузных,

1[2]3
Оглавление