Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

«Капитал» Маркса и  география

Г. Тихомиров

Занимаясь    экономикой,    всеобщей историей и философией, Карл Маркс   и   Фридрих Энгельс не раз обращались к географии. Мы хотим обратить внимание читателя только на некоторые проблемы географии, в теоретической разработке которых определяющее   слово   принадлежит основоположникам   марксизма;   при этом мы обращаемся, как правило, лишь к «Капиталу» Маркса,  столетие    со    времени   выхода    первого тома которого исполняется в 1967 г. Один    из     основных    вопросов географии — вопрос   об   отношении человека к географической среде и о ее влиянии на развитие общества. Еще в «Немецкой идеологии», написанной более чем за два десятилетия   до   «Капитала»,   основоположники  марксизма  писали,  что   «всякая   историография   должна    исходить из этих природных основ и тех видоизменений, которым они, благодаря   деятельности   людей,   подвергаются в ходе истории»   (Соч., т. 3, стр. 19). В круг «природных основ» они   включали   геологические,  оро-гидрографические, климатические и другие условия, или, говоря иначе, географическую среду, которая, следовательно,    составляет   постоянное и   необходимое   условие общественного развития. Напомним, что в то время термина «географическая среда» еще не было; он был введен в науку в восьмидесятых годах прошлого   столетия   крупнейшим  французским географом, бойцом Парижской коммуны Элизе Реклю.

В первом томе «Капитала» Маркс говорит, что «слишком расточительная природа «ведет человека, как ребенка, на помочах». Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала. Не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляют естественную основу общественного разделения труда; благодаря смене тех естественных условий,     в     которых    приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда» (Соч., т. 23, стр. 522). И в данном случае Маркс рассматривает природную среду как обязательное условие производственной деятельности человека.

В том же разделе «Капитала» Маркс очень четко определяет место географических условий в развитии капитализма: «Раз дано капиталистическое производство, то, при прочих равных условиях и при данной длине рабочего дня, величина прибавочного труда изменяется в зависимости от естественных условий труда и в особенности от плодородия почвы. Однако отсюда отнюдь не вытекает обратного положения, что наиболее плодородная почва является наиболее подходящей для роста капиталистического способа производства. Последний предполагает господство человека над природой»  (там же).

Однако значение географической среды никогда не может быть сведено на нет. «Между отдельными странами, областями и даже местностями, — говорит Энгельс, — всегда будет существовать известное неравенство в жизненных условиях, которое можно будет свести до минимума, но никогда не удастся устранить полностью. Обитатели Альп всегда будут иметь другие жизненные условия, чем жители равнин» (Соч., т. 19, стр. 5—6).

История   взаимоотношений   между географической средой и человеком,   между   природой   и   обществом в широком смысле слова есть история  производительных   сил   общества. Ведь человек по мере своего    обособления    все   решительнее вступал   в   борьбу с природой, и с каждым    новым    шагом   вперед   по пути    развития    производительных сил  власть  человека   над  природой все    более    и    более    усиливалась. Первоначально  природа   «...противостоит людям  как  совершенно  чуждая,   всемогущая   и   неприступная сила, к которой люди относятся совершенно    по-животному   и   власти которой  они  подчиняются».  Природа в то время выступает в своей относительно   первоначальной   форме, она    «еще    почти   не   видоизменена ходом истории»  (Соч., т. 3, стр. 29). Естественно, что на заре своего общественного     развития     человек пользовался лишь готовыми дарами природы, наиболее доступными для непосредственного      использования. Съедобные      плоды     растительного мира, мелкие животные, яйца птиц, рыба      составляли       повседневную пищу   первобытного человека.   Земля,     «первоначально    обеспечивающая    человека    пищей,    готовыми жизненными средствами, существует без всякого содействия с его стороны, как всеобщий предмет человеческого    труда»     (Соч.    т.   23, стр   189)

[1]23
Оглавление