Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Трудная судьба тюменской нефти

Теперь          скважина-перворткрывательница не одинока. Она стоит в окружении буровых, вознесшихся над болотными топями и таежными чащами.

Вместе с коллекцией нефтей геологи подарили нам карту Тюменской   области.   На   ней   тушью   обоз-

начены нефтяные и газовые месторождения, открытые между Уралом и Енисеем. Кажется, будто коричневые капли нефти упали на лист бумаги. Они «забрызгали» истоки рек на восточном склоне Урала, нижнее и среднее течение Оби, многие притоки главной реки Западной   Сибири.

Специалисты подсчитали, что более чем за столетнюю историю нефтяной промышленности в общей сложности открыто около 13 тысяч нефтяных месторождений. Обычно это небольшие залежи с запасами до 10 миллионов тонн. Месторождений-гигантов, содержащих более 100 миллионов тонн нефти, всего несколько процентов. Это считалось закономерным. Западная Сибирь оказалась исключением. Каждая пятая залежь — крупная! И нефть самая   высококачественная!

Но мы лишь прикоснулись к этим богатствам. Чтобы взять нефть и газ из сибирских недр, надо решить много проблем, и прежде всего обеспечить транспорт. Нужны трубопроводы, железные и шоссейные дороги, нужны аэродромы. Не случайно все буровые стоят по берегам рек. По рекам и таежным протокам завозятся оборудование и люди, по рекам доставляется нефть на нефтеперегонные заводы.

Но чтобы освоить полтора миллиона квадратных километров (!) перспективных территорий, одних водных дорог мало. И вот Западно-Сибирская низменность, по сути дела представляющая собой гигантское болото, начинает преображаться. Уже протянулись стальные нити нефтепровода от Шаимского месторождения в Тюмень. Строятся города и рабочие поселки: Уграй и Березово, Сургут и Нефтюганск, Мегион и Горноправдинск. В тайгу пришел архитектор. Уже заложены фундаменты первых многоэтажных зданий нового центра Западной Сибири— Сургута. Здесь будут жить более 200 тысяч челсвек. Современный город обеспечит нефтедобытчикам хорошие бытовые условия. А на работу людей будут доставлять   вертолеты.

На карту Западной Сибири легли контуры будущей железной дороги Тюмень — Сургут. Строителей не смущает, что придется преодолеть дремучие леса и болота, проложить двадцатикилометровый мост через   Обь   и   ее   пойму.

...Чуть ли не каждый день встречали мы необычные караваны. Мощные буксиры толкали белоснежные баржи. В каждой — 2 тысячи тонн  сырой  нефти...

Нефтяная Сибирь набирает темпы.

 

1[2]
Оглавление